Воспитание, психология

Когда ребенок «плохо себя ведет»

Когда ребенок «плохо себя ведет»
Название я нарочно взяла в кавычки. Ведь однозначно хороших или плохих поступков на самом деле не так уж и много. Плохо воровать, обижать тех, кто слабее, радоваться чужому горю.

Хорошо помогать тем, кто нуждается в помощи, хорошо быть вежливым, хорошо уметь договариваться. Но большинство тех случаев, когда поведение ребенка трактуется как хорошее или плохое, на самом деле, относительны.

Любое поведение — это ответная реакция на какие-то события. События (слова, предметы) вызывают эмоции, и эти эмоции выливаются в какое-то конкретное поведение.

Любое поведение — это не просто вырванное из контекста событие, оно обусловлено многими внешними и внутренними факторами.

Например, ребенок может психовать по мелочи не потому, что характер у него такой, а потому что он голоден, или хочет спать, или перевозбудился, или испытывает какой-то стресс и таким образом дает выход своим эмоциям. Если названные только что факторы более или менее очевидны и родители, как правило, могут легко их обнаружить, то есть и другие причины, которые родителям заметить гораздо сложнее. Но прежде чем я перейду непосредственно к ним, мне хотелось бы разобраться с «терминологией».

Как видно из сказанного выше, я избегаю навешивания на то или иное поведение ярлыков «хорошо» и «плохо». Назовем это так: мы говорим о поведении, которое не нравится родителям. И я хотела бы разделить его на несколько типов.

  • Нежелательное поведение. Это то поведение, когда ребенок не делает то, о чем его просят. Или делает нарочно то, чего его просили не делать. Здесь может быть масса примеров: «Пожалуйста, держи аккуратно мой телефон», — и телефон летит на пол, ребенок улыбается (разумеется, речь о ребенке, который осознает, что делает, а не о шестимесячном малыше, ставящем эксперименты над силой гравитации).
  • Так называемые капризы. Когда ребенок как будто ноет, не знает, что ему надо, все ему не то и не так.
  • Истерики. Под истериками я понимаю аффективное состояние, именно то, что взрослые называют «состоянием аффекта»: ребенок как будто сам не свой, он кричит, он может кидаться на пол, он ничего не слышит, он не идет на контакт, у него бешенные глаза, он может краснеть, и у родителей в этот момент возникает мысль: «надо срочно что-то сделать».

В ближайшее время я опубликую цикл постов, в которых расскажу о причинах нежелательного поведения. Капризы и нытье очень часто объясняются стрессом, переизбытком эмоций, усталостью, голодом, или желанием внимания. Как правило, удовлетворение этих потребностей решают проблему. Если сытый, выспанный, не взбудораженный ребенок начинает ныть, это как красный флаг, первая реакция на эмоциональный дискомфорт.

Если этот красный флаг не побуждает родителей принять меры по ликвидации дискомфорта, ситуация усугубляется и ребенок находит другие способы сообщить о своей проблеме. Именно тогда капризы перетекают в пункт 1 – нежелательное поведение. Можно сказать, что капризы в этом случае – пассивная стадия, а нежелательное поведение – активная.

Я подробно опишу четыре основные причины негативного поведения детей. Это, конечно, не означает, что их всего четыре. Но если вы точно знаете, что ребенок не испытывает физического дискомфорта, не перевозбужден, не подвержен стрессу (переезд, какая-то поездка, посещение врача, большое количество новых впечатлений или знакомств, длительное расставание с кем-то из родителей, новый член семьи, возрастной кризис или просто новый виток развития и т.д.), есть смысл задуматься о том, что причина такого поведения – одна из тех четырех, о которых я буду говорить.

С истериками сложнее, но про истерики мы будем рассказывать отдельно и подробно. Забегая вперед, скажу лишь, что самое главное в стратегии поведения родителя в отношении истерик – не переходить в эмоциональное противостояние, оставаться для ребенка другом, тем плечом и жилеткой, в которую он может выплакать все свои слезы.

Без комментариев