Воспитание, психология

Про детский рисунок

Про детский рисунок
Детский рисунок – тема очень обширная. Я не буду углубляться в детали, но мне очень хочется поделиться тем, насколько потрясающе в детском рисунке отражается развитие психики.

В самом начале, примерно от года до полутора лет малыш рисует хаотические каракули, он чаще всего еще не понимает и не видит границы бумаги, на которой рисует. Собственно, наличие таковой совершенно не принципиально: важно не на чем, а как и что получается. Абсолютно нормально, если ребенок сел рисовать, и вместе с листом оказался изрисованным весь столик. Но сам факт того, что малыш рисует каракули, а не грызет карандаши или закрывает-открывает баночки с краской. Это – свидетельство развившейся способности видеть последовательность действий. Она, конечно, пока совсем еще неосознанная: что-то чувствую, что-то делаю, наблюдаю за результатом. Но внимание уже направлено на цвета и линии, на след от произвольных движений руки. Подражание: годовалый малыш увидел, как кто-то рисовал, взял фломастер и тоже порисовал, посмотрел, что получилось, намотал на ус.

От полутора до двух лет — циркулярные каракули, т.е. одна и та же «фигура», если это можно так назвать, повторяющаяся множество раз. Малыш открыл для себя какую-то последовательность движений, понял, как надо двигать рукой, запомнил и сознательно воспроизводит. Экспериментирует, пробует. Чувствует границы бумаги: это не просто след от краски, это уже целое пространство, в котором он действует.

Ближе к двум – развитые каракули. Т.е. не просто сосредоточенное воспроизведение каких-то движений, а «что хочу, то и нарисую». Захочу — весь листок зарисую, захочу — здесь такое каля-маля нарисую, а здесь – такое. Ребенок чувствует в себе всемогущего властелина. Свободная воля – основа творчества. Если вы попросите нарисовать круг, или солнце, или что угодно – ребенок нарисует, и не важно, что вам это, скорее всего, покажется далеко не кругом и не солнцем, но в воображении ребенка это будет именно круг и именно солнце, без всяких сомнений.

В два с половиной — три года наступает этап изобразительного рисования. На полную мощь работает мир фантазии: я не просто властвую, я творю мир, в котором у меня уже что-то происходит, разворачиваются события. Это уже не просто экспериментальные каракули, это – сюжет. И ближе к четырем годам, как логичный заключительный этап – головоноги, отражающие появившуюся личную и социальную самоидентификацию: «Я – человек. Я – сын. Я – ребенок».

Разве это не потрясающе?

Без комментариев