Воспитание, психология

Ребенок в новом месте

Ребенок в новом месте
Уверена, каждой маме хорошо знакома следующая ситуация: вы приходите со своим ребенком в гости или какое-то новое для него место (поликлиника, кафе, банк), и малыш теряет голову.

Кажется, будто он специально хочет взять именно то, что брать нельзя, идет туда, куда нельзя, швыряет хрупкие предметы. Другими словами, ведет себя прямо противоположно желаемому.

Многие списывают это на детскую любознательность и жажду познания всего нового, смиряются и скрипя сердцем одергивают, другие – ругают, бегают по пятам в попытках предотвратить нежелательные разрушения. В итоге после таких визитов остается осадок усталости (попробуй побегай пару часов к ряду за ребенком нон-стоп), вины перед хозяевами за нанесенный урон и раздражения на ребенка за «вредное» поведение.

Любознательность, без сомнений, является движущей силой в подобных ситуациях. Но далеко не все дело в ней. Если задуматься, чаще все события развиваются по следующему сценарию: оказавшись в новом пространстве, малыш с самых первых минут слышит только: сюда не ходи, это не трогай, то не бери и так далее. После нескольких первых «нет» это место становится как-бы враждебным для ребенка, и если первые «нельзя» (даже если они не были предварительно озвучены) он нарушил неосознанно, то дальнейшие нарушения являются демонстрацией протеста против недружественного пространства, которое сразу встретило его только «нетами». Ребенок чувствует, что его здесь как бы «боятся», что он в этом месте своего рода чужой.

Когда вы приходите с ребенком в какое-либо новое место, необходимо, чтобы оно встретило ребенка положительно. Первым делом познакомьте с ребенка с обстановкой: вот здесь то, здесь это. Здесь можно делать так, с этим можно сделать вот так. Не озвучивайте «нет», делайте акцент на том, что «можно». Частично о фокусировании на том, что можно, а не на том, что нельзя, мы уже писали в посте о запретах и тонкостях их применения. Когда у ребенка будет несколько альтернатив того, что можно сделать, если эти альтернативы будут привлекательными, то с максимально возможной вероятностью вредного поведения вам удастся избежать. Пространство станет «своим», знакомым, ребенок будет знать правила, по которым это пространство живет, и необходимость во враждебности отпадет сама собой. Вместо «Осторожно, не бей аквариум юлой», скажите: «Смотри какие здесь красивые рыбки живут. Эта – такая-то, эта – вот такая-то, за ними можно наблюдать, как они кушают, куда прячутся. Их можно немножко покормить, можно показать им игрушки, можно с ними разговаривать и звать к себе, чтобы они подплыли ближе».

Если пространство встречает ребенка «нетами», оно становится врагом, которого нужно победить нарушениями. Во всех новых местах и делах нужно начинать со знакомства, и самое важное – со знакомства с тем, что можно. Кажется, это такая мелочь. Но она разительным образом меняет перспективу, которую видит ребенок, и, в конечном счете, самого ребенка – к лучшему.

Без комментариев