Воспитание, психология

Стиль общения «Мама-фея»

Стиль общения «Мама-фея»
Дети – великие фантазеры. Взрослый человек едва ли сможет представить себе все многообразие образов, сюжетов и картин, возникающих в детском воображении.

Но, разумеется, воображение не развивается у ребенка за один день: символическая функция мышления «включается» и развивается постепенно, примерно ближе к двухлетнему возрасту.

Общеизвестно, что игра как форма общения – лучший способ обучения, снятия стресса, донесения важной информации до малыша (здесь мы говорили о том, как можно договариваться с ребенком через сказку). Очень ценно, что такое общение мамы с малышом отлично снимает множество конфликтов и очень мощно развивает психику ребенка. Итак, в чем же суть этого стиля общения?

Обыгрывание

Берете какой-нибудь предмет и сочиняете про него рассказ, обыгрывая его, например: «Смотри-ка, ложка, а я сейчас тебе расскажу про нее сказку. Пошла однажды ложка гулять — топ-топ-топ, и встретила свою подружку — вилку. Привет, вилка! — Привет, ложка! Как твои дела?», – и так далее.

С малышами (до двух лет) это придется делать в одиночку, предлагайте ребенку повторять за вами, поощряйте его: «На тебе ложечку, покажи, как она идет — топ, топ, топ». Со старшими детками играете предметами, разыгрываете сюжеты.

Творческие занятия хорошо бы направлять на то, чтобы менять внешний облик знакомых предметов. Например, той же ложке можно повязать платочек, раскрасить ее смывающимися фломастерами.

В процессе жизнедеятельности постоянно одушевляйте все предметы и игрушки, разговаривайте с ними. «А кто это тут валяется? Мишка, это ты тут упал и лежишь? А ну-ка давай мы тебя поднимем, на стульчик посадим...» Разумеется, у старших детей все будет не в такой примитивной форме, но принцип тот же — одушевление всего и вся.

Непосредственно игра

Если малышу до трех лет, выберите какую-либо игрушку (кукла, мягкая игрушка), с которой весь этот период делайте все то же, что и с ребенком — кормите, купайте, играйте и т.д. С малышами постарше этого делать не нужно (хотя можно, если ребенку понравится — только это уже делаете не вы, а сам ребенок, вы его поощряете — покорми своего мишку, а спать ему не пора?)

Когда играете с ребенком, используйте побольше не игрушек, а простых предметов — заместителей. К примеру: «Давай мыть ручки. А где у нас мыло? Вот оно!» — берете кубик, и «моете» им руки. Кроме того, введите игры с невидимыми предметами — мыть ручки и угощать можно «понарошку», то есть делая вид, что в руке что-то есть и т.д. Предлагайте малышу разговаривать с игрушкой, поощряйте к диалогу: вы говорите от лица игрушки, задаете ребенку вопросы. Он отвечает.

Рассказывание

С детьми до трех лет, когда рассказываете сказку, просите ребенка изображать действия, которые происходят, используйте принцип «покажи, как»: например, если поросенок убегает, то вы говорите: «Как он побежал? Покажи!»

С детьми после трех лет играйте словесно, дополняйте сказку деталями: «А куда он побежал? А как он бежал?» Если будет изображать действиями – пусть. Но, скорее всего, он будет рассказывать, словесно фантазировать.

Чтение

Когда читаете, используете тот же принцип, что и при рассказывании, плюс поощряйте ребенка разговаривать с картинками, обыгрывать их: «Смотри, какой ежик тут нарисован! Ежик, привет! Давай мы тебя угостим грибочками!» Со старшими детьми используйте тот же принцип, но усложняйте содержание.

Общение

В общении с ребенком тоже используйте прием «персонификации» — оживления всего подряд. Руки, ноги, голова теперь у нас живые, отдельные личности — к ним обращаемся персонально: «Руки, где это вы так изгваздались? А пойдемте-ка мыться!» Услышали звук на улице — начинайте фантазировать. Что это? Наверное, птицы поругались. Слышишь, как чирикают громко? Делят корм: «А ну отдай мне это зернышко, жадина-говядина!» А второй говорит: «А вот и не отдам, а вот и не отдам» — и так далее. В общем, активно внедряйте всякие воображаемые ситуации в повседневную жизнь.

Рисование

Кисточка и краски теперь у нас тоже живые, мы с ними разговариваем: кисточке напоминаем, что ей надо помыться перед тем, как к красочке в гости идти, вытираться, а красочки боятся кисточку, волнуются. Линии и герои рисунков тоже живые: появляются, укладываются на листочке, ссорятся, мирятся и так далее.

Без сомнений, эти приемы разнообразят общение с ребенком, внесут живость, интригу, динамику. Они помогут вам сблизиться, ведь теперь взрослый окажется по одну сторону с ребенком, в его воображаемом мире.

Информация опубликована с согласия автора – детского и семейного психолога Ирины Семириной.

2 комментария
Ох, еще бы маме столько фантазии…
Соглашусь, по началу это непривычно. Даже неестественно как-то. Но постепенно начинает происходить на автомате. Так что включай воображение! Кстати, этот стиль порой очень помогает разрулить назревающие конфликты.
Войдите, чтобы комментировать